ЧТО ТАКОЕ ГЕНОЦИД?
До 1944 года слова "геноцид" не существовало. Это специальный термин, обозначающий преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью ее уничтожения. Права человека, изложенные в американском Билле о правах (первые 10 поправок к Конституции США) или во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, касаются прав личности.
В 1944 году польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин (1900-1959) дал определение нацистской политике систематического уничтожения европейских евреев. Он предложил термин "геноцид", соединив греческое слово genos, что означает "род, племя", с латинским caedo — "убиваю". Предлагая этот термин, Лемкин имел в виду "координированный план различных действий, направленных на уничтожение жизненно важных основ существования национальных групп и самих этих групп как таковых". Спустя год Международный военный трибунал в Нюрнберге (Германия) обвинил нацистских лидеров в "преступлениях против человечности". Слово "геноцид" было включено в обвинительный акт, но как описательный, а не правовой термин.
Представители четырех государств, которые ратифицировали Конвенцию о геноциде 14 октября 1950
Поскольку ужасные подробности Холокоста получили широкий резонанс в мировом сообществе, а также во многом благодаря непрестанным усилиям самого Лемкина, 9 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций одобрила "Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него". Эта конвенция объявляла геноцид преступлением, которое нарушает нормы международного права; подписавшие конвенцию государства обязывались "принимать меры предупреждения" против него и "карать за его совершение". Конвенция определила геноцид следующим образом:
Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:
(a) Убийство членов такой группы;
(b) Причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
(c) Предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые предполагают ее полное или частичное физическое уничтожение;
(d) Применение мер, рассчитанных на предотвращение деторождения внутри такой группы;
(e) Насильственная передача детей из одной группы в другую.
Хотя в истории было много случаев применения насилия по отношению к различным группам людей, даже после того как Конвенция уже вступила в силу, осознание интернациональным сообществом понятия "геноцид", а также развитие соответствующей правовой практики относится к двум определенным историческим периодам: время с момента введения термина в обиход до момента принятия его в международном законодательстве (1944-1948) и период его активного использования при создании международных трибуналов, призванных карать за это преступление (1991-1998). Предупреждение геноцида — второй основной принцип конвенции — это проблема, с которой все еще сталкиваются как целые нации, так и отдельные люди.
В ГУО «Базовая школа № 15 г. Бобруйска» создана экспозиция «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», на которой представлены исторические факты, фотоматериалы, книги, подтверждающие жестокость и бесчеловечность, целенаправленность действий немецко-фашистских захватчиков в отношении населения оккупированной Беларуси.
ПАМЯТЬ И БОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ
Ничто не забыто: 7 мемориалов, посвященных сожженным в войну белорусским деревням.
22 июня - годовщина начала Великой Отечественной войны. Двадцать семь миллионов советских жертв, из них чуть меньше 9 миллионов - военные потери. На белорусской земле было разрушено и сожжено 9.200 населенных пунктов, из которых более 5 тысяч - вместе с населением во время карательных операций. Представляет 7 мемориалов на месте сожженных белорусских деревень.
Хатынь (Логойский район, в 5 км к востоку от 54-го км автотрассы М3 Минск - Витебск)
Предыстория: утром 22 марта 1943 года в 6 км от Хатыни партизаны уничтожили штабную автомашину, в которой находился гауптман Ганс Вёльке - один из офицеров 118-го охранного полицейского батальона вермахта в Плещеницах. В тот же день солдаты этого батальона и бойцы карательного подразделения СС "Дирлевангер" вошли в деревню, в которой проживало около 150 человек. Жителей согнали в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В огне сгорели 149 жителей, из них 75 детей. Трое детей во время облавы успели убежать в лес, две девушки выбрались из горящего сарая, еще два мальчика выжили в огне; из взрослых выжил лишь один - кузнец Иосиф Каминский. Деревня не была восстановлена.
Память сотен деревень, сожженных фашистами во время войны, решили "мемориализировать" только через двадцать лет после великой победы (до этого был лишь небольшой памятник). В конкурсе, который стартовал в марте 1967 года, победил коллектив авторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, Сергей Селиханов. Открытие комплекса состоялось 5 июня 1969 года.
Доминанты комплекса: шестиметровая скульптура "Непокоренный человек" (прообразом стал Иосиф Каминский, который держит на руках своего погибшего сына); гранитные плиты, символизирующие рухнувшую крышу сарая; открытые калитки, нижние венцы срубов на месте 26 домов и обгорелые печные трубы с колоколами, которые звонят каждые полминуты; кладбище 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни; символические деревья жизни с названиями 433 деревень, которые были возрождены; Стена Памяти - мемориальные плиты с названиями 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения в Беларуси; Вечный Огонь и три березки (на месте четвертой - пустое углубление: погиб каждый четвертый житель страны).
Свет
Праз вякі не бачыў
Жудасцяў гэткіх
Па ўсёй
Тады запалоненай нашай зямлі
Дальва (Логойский район, в 4 км к востоку от 77-го км автотрассы М3 Минск - Витебск)
Предыстория: 18 июня 1944 года группа партизан недалеко от Дальвы повредила телефонный кабель. Немецкие связисты провод починили и вызвали карателей. На следующий день со стороны деревни Жердяжье приехали немецкие грузовики, фашисты окружили деревню и всех жителей согнали в крайний дом Василия Кухаренка, бросили внутрь гранату. В огне погибло 44 человека, спастись удалось лишь одному жителю деревни - подростку Николаю Гириловичу, который в тот день пас коней вдали от деревни. Расправившись с жителями, палачи подожгли деревню с двух сторон. Это произошло всего за 10 дней до освобождения Плещеницкого района. Деревня не была восстановлена.
В 1972 году в Белорусском государственном театрально-художественном институте объявили конкурс на лучший проект памятника. Победителем стал третьекурсник Владимир Теребун, воспитанник Андрея Бембеля, - проект стал его дипломной работой. Мемориал строился на пожертвования общественных организаций и средства, собранные на концертах творческих коллективов. Открытие состоялось 15 июля 1973 года. Про комплекс часто можно слышать: Дальва - сестра Хатыни.
Доминанты комплекса: скульптура матери с ребенком, стоящих рядом с массивными балками - символом рухнувшей хаты; справа от нее - 16-метровая Стена Памяти с именами погибших. Здесь же братская могила с черными гранитными плитами. Как и в Хатыни, восстановлена деревенская улочка с первым венцом бревен домов. На пороге каждого дома - какие-либо вещи: игрушки, кувшины, клубки ниток, серп, скрипка… Вдоль улицы посажены 44 березки. На большом валуне - обращение к живущим:
Спалiў нас вораг чэрвеньскай парою -
Дзядоў, жанчын, падлеткаў i дзяцей.
Даруйце, людзi добрыя, за тое,
Што вас не сустракаем, як гасцей.
Шуневка ("Проклятие фашизму", Докшицкий район, на участке трассы Р3 Бегомль - Докшицы, между деревнями Добрунь и Рашковка)
Предыстория. В мае-июне 1943 года в ходе операции "Коттбус" немецкие власти уничтожали мирное население в Полоцко-Лепельской зоне (т.н. "партизанский край"). 22 мая немцы согнали жителей Шуневки в сарай на краю деревни и подожгли, 15 детей в возрасте до 6 лет бросили в колодец в центре деревни. Погибло 66 человек, оккупанты сожгли всю деревню - 22 жилых дома. Деревня не была восстановлена. Всего в районе было сожжено 97 деревень (восстановлены 94), 3.972 двора, погибло более 20 тысяч человек.
Мемориальный комплекс был открыт 3 мая 1983 года, среди авторов - Анатолий Аникейчик и Леонид Левин. Доминанты комплекса: пятиметровая скульптура матери, воздевшей руки к небу под воротами с тремя колоколами 18 века (один колокол расколот - символ каждого третьего жителя Докшицкого района, погибшего в войне); колодец, в который свалены камни и воздушный змей с выбитыми именами брошенных в воду детей; ступеньки в огне на месте хат. На воротах - стихи:
Як маці, заклінаю і малю,
Наступных пакаленняў дзеці
Сейце бяссмерця зерня ў раллю
Праклён вайне, што сее смерць на свеце!
Усакино (Кличевский район, между деревнями Усакино и Суша, недалеко от железной дороги Осиповичи - Могилев)
Предыстория. Кличевщина в войну была одной из партизанских зон. Сразу за деревней Усакино начинается ландшафтный заказник "Острова Дулебы", представляющий собой заболоченную территорию размером с две с половиной современных Москвы. Еще 20 марта 1942 года народные мстители освободили Кличев от немцев и провозгласили советскую власть. Фашисты в отместку сожгли 69 деревень района, убили более 3 тысяч человек, а 580 юношей и девушек вывезли в Германию. В августе 1942 года каратели из подразделения "Дирлевангер" окружили деревни Вязень и Селец, согнали всех жителей ко рву и расстреляли, а потом подожгли деревни. Обе выгорели дотла (19 дворов в первой, 17 во второй). Погибли 80 человек Вязени и 60 из Сельца, фамилии некоторых не установлены до сих пор. Деревни не были восстановлены.
В 1985 году был открыт мемориальный комплекс воинской славы, включающий в себя несколько объектов. Доминанты комплекса: партизанский лагерь с восстановленными землянками (в Усакинских лесах помещался Могилевский подпольный обком КП(б)Б, в лесной типографии издавали газету); партизанское кладбище со скульптурой воина (в восемнадцати братских могилах покоятся более четырехсот партизан); мемориальный знак в честь базирования в Кличевской партизанской зоне подпольного обкома; в стороне от партизанской части комплекса находится мемориал "Расколотая хата" (братская могила 140 жителей сожженных деревень). И, конечно, волнующие строки:
Той скрываўлены ранак быў чорны ад горкага дыму,
I дрыжэла зямля ад смяротнага стогну ахвяр.
Боль пякучы ў сэрцах стрымайце, беражыце Радзіму,
Каб ніколі не выбухнуў новы ваенны пажар!
(на камне, посвященном деревня Везень)
Прыпыніцеся! Тут, дзе смуткуюць зялёныя шаты,
Дзе калісьці жыццё, як празрысты струмень, гаманіла,
Песні шчасця, дзяцінства спынілі фашысцкія каты.
Будзьце ж пільнымі – вас заклікаюць нямыя магілы.
(на камне, посвященном деревне Селец)
Дремлево (Жабинковский район, между деревнями Степанки и Семеновцы)
Предыстория. 11 сентября 1942 года на рассвете в деревню ворвалась группа карателей. Жителей согнали в сараи и подожгли их. Убежать из огня смогли три раненых подростка. Гитлеровцы грабили дома, а затем подожгли деревню - 43 двора. В огне погибло 196 человек. Деревня не была восстановлена.
Мемориальный комплекс был воздвигнут в 1982 году. Основные доминанты: насыпанный курган; скульптуры трех женщин: бабушки, матери и дочери.
Литавец (Дзержинский район, правый берег реки Жесть, между деревнями Радима и Александрово)
Предыстория. С лета 1942 года эта окруженная лесами деревушка считалась партизанской, здесь дислоцировался отряд "Боевой" под командованием ст.лейтенанта Б. Жаврида. 8 января 1943 года на территориях, прилегающих к Станьковскому лесу со стороны Минского, Узденского и Дзержинского районов, началась карательная операция "Якоб", целью которой было уничтожить многочисленные партизанские отряды. В субботу 8 января 1943 года на станцию Койданово прибыло два эшелона с танками, броневиками, пушками, в районе сформировалась карательная группа численностью более 7 тысяч 200 человек под общей командой штумбанфюрера СС Рейнгольда Бредера. 14 января 1943 года войсковые подразделения 13 полицейского полка СС, включая и 2 роты спецбатальона СС "Дирлинвангер", окружили Литавец. Жителей деревни согнали к большому деревянному амбару в северной части деревни. Стариков, женщин и детей загнали в амбар и подожгли, а мужчин отделили от общей группы и расстреляли возле амбара. Деревня не была восстановлена.
В 1956 году на месте деревни поставили небольшой памятник, а на южной окраине - памятник партизанам отряда "Боевой". А в 1986 году на месте деревни авторская группа под руководством Светланы Боровой возвела мемориальный комплекс. Доминанты комплекса: бетонные блоки, изображающие бывшие дома; барельефы с изображением семьи и барельеф со стихами:
Нi жудасць не астудзiць, нi мароз зямлю,
Дзе крык жывы травой прарос.
Агонь у напамiне, ва ўспамiне.
Прыйдзi адчуць, што прысак тут не стыне.
Борки (Кировский район, рядом с автодорогой Р93 Бобруйск - Могилев)
Предыстория: 15 июня 1942 года каратели батальона "Дирлевангер" сожгли в деревне Борки 1.800 (!!!) жителей самих Борок и окрестных деревень и поселков - Хватовка, Долгое Поле, Закриничье, Красный Пахарь, Пролетарский, имени Дзержинского. Деревня Борки была восстановлена, а соседние деревни так и не возродились. На основе этих событий Алесь Адамович написал повесть "Каратели".
В шестидесятых годах здесь был поставлен памятник, в 2005-м открыли часовню, а в 2008-м - и мемориал. Доминанта комплекса - Стена памяти сожженных деревень, где указаны все уничтоженные фашистами населенные пункты Могилевской области, а также те из них, которые были восстановлены. Стену опоясывает конструкция с колоколами.
Последствия Великой Отечественной войны для Беларуси
Победа над врагом в Великой Отечественной войне была достигнута ценой больших жертв и невосполнимых утрат белорусского народа. Немецкие захватчики оставили после себя жуткий кровавый след, беды и невиданное разорение. Это был заранее разработанный, обдуманный и целенаправленный план геноцида, уничтожения людей, разграбления национального богатства страны, ликвидации государственного строя. На захваченной территории нацисты отбросили все международные правовые нормы. Преступления оккупантов по своей массовости и страшной жестокости не знали себе равных в новейшей истории Беларуси. По оценкам специалистов, Беларусь более, чем какая-нибудь другая страна Европы пострадала от этой войны.
Расследованием злодеяний оккупантов и выяснением размеров ущерба, причиненного ими в этой войне, занималась специально созданная Чрезвычайная государственная комиссия (ЧГК), которая строила свои выводы на основе документальных свидетельств. На территории Беларуси эта работа велась с начала 1944 г.
Прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчисляется в 75 млрд рублей (в ценах 1941 г.), что в 35 раз превышало бюджет республики 1940 г.
На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (на 80-90 % были разрушены Минск, Гомель, Витебск), 9200 деревень.
Общие потери промышленности составили 6 225 млн рублей (в ценах 1941 г.). Экономика республики по промышленным и энергетическим мощностям была отброшена на уровень 1913 г. Оккупанты сожгли и разрушили 100 465 промышленных производственных зданий. Было уничтожено или вывезено в Германию 10 338 промышленных предприятий, включая все крупные электростанции (85 % их довоенного количества).
Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков установила, что имущественный ущерб сельскому хозяйству составил 22 471,9 млн рублей. Было уничтожено 10 тыс. колхозов, 92 совхоза, 316 машинно-тракторных станций, 1200 тыс. сельских зданий, в том числе 421 тыс. жилых домов колхозников.
Варварскими методами планово уничтожались и расхищались учреждения культуры и науки, образования.
Согласно данным Чрезвычайной государственной комиссии, с 1941 г. по 1944 г. было уничтожено 10 музеев, ущерб составил 163,4 млн рублей. Кроме того, было разграблено еще 8 белорусских музеев. В страны Центральной и Западной Европы были вывезены многие произведения белорусского, русского и западноевропейского искусства. Это хранившиеся в Государственной картинной галерее БССР около 1700 произведений живописи и икон, более 50 скульптур, а также многочисленные рисунки, гравюры, музыкальные инструменты, мебельные изделия. Среди них творения знаменитых мастеров: И. Айвазовского, К. Брюллова, В. Бялыницкого-Бирули, М. Врубеля, И. Левитана, И. Репина, В. Сурикова, а также Микеланджело, К. Растрелли и др. Только небольшая часть похищенного была возвращена Беларуси.
В годы войны Беларусь лишилась своего национального символа — Креста Ефросиньи Полоцкой, уникальной ценности, созданной в 1161 г. Была утеряна и знаменитая коллекция слуцких поясов, в которых ярко отразились высокое художественное мастерство и самобытность белорусского народа.
Почти полностью была уничтожена республиканская система библиотек, разграблен ее книжный фонд, составлявший 10 млн экземпляров. Только из фондов Государственной библиотеки БССР им. В.И. Ленина (в 1941 г. насчитывалось 2 млн томов) было утрачено более полутора миллионов томов, среди которых редкие и старопечатные издания, рукописи. Сегодня около 1 млн томов остаются ненайденными.
Разрушению подверглись 5 тыс. театров и клубов.
Оккупантами были уничтожены Белорусская академия наук и 24 научных учреждения.
За годы войны были сожжены и разрушены 8825 из 12 294 школ. Материальные потери, нанесенные учреждениям образования республики, составили 4,6 млрд рублей.
Но как бы велик ни был материальный ущерб, самой болезненной и тяжелой потерей явилась гибель людей.
За годы оккупации гитлеровцы провели свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5454 деревни. Страшным символом преступлений гитлеровцев на белорусской земле стала деревня Хатынь, сожженная вместе со всеми жителями. Ее судьбу разделили еще 618 сельских населенных пунктов, 188 из которых уже никогда не были восстановлены.
На территории Беларуси существовало около 250 лагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения. Только в деревне Тростенец, где находился один из самых больших по количеству уничтоженных там людей нацистских лагерей смерти, погибло 206 500 человек. Причем в отличие от Освенцима, Майданека и Треблинки в нем находилось главным образом местное население. Кроме того, в 186 населенных пунктах были созданы еврейские гетто. В минском гетто содержалось около 100 тыс. человек, из которых уцелели единицы. Белорусские ученые говорят о том, что в Беларуси в современных границах за годы войны было уничтожено 715 тыс. евреев.
Считается, что в период оккупации в Германию на принудительные работы было вывезено около 400 тыс. человек (в том числе 24 тыс. детей).
Статистика свидетельствует: если до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 млн человек, то в конце 1944 г. — 6,3 млн человек. По данным ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, всего на территории БССР убито 2 219 316 человек гражданского населения и военнопленных. Однако впоследствии выяснилось, что сведения о людских потерях по ряду районов были значительно занижены, а также, что данные по некоторым лагерям для военнопленных — неточные. В эту цифру также не включены пропавшие без вести или попавшие в плен и погибшие там бойцы Красной Армии из числа белорусских жителей. Не учтены также вывезенные в Германию и погибшие там мирные жители. В настоящее время некоторые исследователи считают, что с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более млн жителей Беларуси, т. е. не менее, чем каждый третий.